VARG MEDIA GROUP
VARG MEDIA GROUP

Краткая история рок-музыки

Краткая история рок-музыки

1) Рок-н-ролл 

В 1952 году 30-летний диск-жокей Alan Freed из Кливленда (США) открыл на радиостанции WJW еженедельную программу «Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса». Слова rocking (трясти, качаться) и rolling (вертеться, кататься) были наиболее распространёнными словами r'n'b-хитов, которые он пытался популяризировать, и с его легкой руки новая музыка так и стала называться «rock-and-roll». Шоу Алана Фрида приобрело широчайшую популярность среди тинейджеров Кливленда, как белых, так и черных. 

Таким образом «рок-н-ролл» — это вариант негритянской музыки «ритм-энд-блюз», в которую были добавлены элементы «кантри», а основным инструментом стали гитары и электрогитары. Королём рок-н-ролла в 50-х был Элвис Пресли. Он происходил из бедной семьи, в детстве жил в трущобах, окруженный неграми, и хорошо знал «ритм-энд-блюз». Рок-н-ролл вызвал в Америке состояние шока. Элвиса Пресли было запрещено показывать по телевидению ниже пояса, потому что он выделывал на сцене движения, которые, по мнению цензоров, напоминали движения во время полового акта. В результате проведённой в США компании в начале 60-х годов рок-н-ролл был практически искоренён, а ведущих рокеров разогнали: Элвиса Пресли отправили в армию, Чака Берри посадили в тюрьму, Бадди Холли и Эдди Кокрэн погибли и т.д.. 
[-- читать дальше --]
Но к началу 60-х рок-н-ролл стал чрезвычайно популярен среди подростков в Британии. Многие пытались исполнять песни в манере Элвиса Пресли. И в 1962 году родилась знаменитая ливерпульская четвёрка «The Beatles». Первые их альбомы включали много перепетых американских r'n'b-песен. После их феноменального успеха подобные группы начали создаваться в Британии в огромном количестве, почти в каждой британской школе был свой бит-ансамбль: «The Rolling Stones», «Herman`s Hermits», «The Searchers», «The Hollies», «Dave Clark 5», «Gerry and the Pacemakers» и др… Благодаря британской экспансии в середине 60-х рок-н-ролл возродился в США в новом обличие. Наступила короткая эпоха «детей цветов» — хиппи. В 1965 году участники «The Beatles» первый раз попробовали наркотики (LSD), и вскоре они уже регулярно употребляли их. Они хотели пропагандировать LSD среди молодёжи, но делать это открыто не могли и поэтому старались воссоздавать в своих песнях наркотическую атмосферу: «отключи свой мозг, расслабься и плыви по течению». 1967 год стал годом соприкосновения рок-музыки и наркотиков, после чего они уже никогда не смогли разделиться. 

Во второй половине 60-х в Британии и США появилось много новых рок-коллективов и рок-музыкантов: «The Mamas and The Papas», «Jefferson Airplane», Bob Dilan, Manfred Mann, «Yardbirds», «Animals», «The Who», «Kinks», «Savoy Brown», «Chicken Shack», «Fleetwood Mac», «Jethro Tull», «The Doors». В Монтеррее гуппой «The Mamas and The Papas» был организован первый в мире рок-фестиваль. Культура хиппи пропагандировала свободу секса и наркотиков, однако в то же время группа «The Who» стала одной из первых групп, имевших не сексуальный, а агрессивный образ. Несмотря на то, что их выступления были тщательно спланированными шоу, в их действиях ощущалась настоящая агония злости, особенно со стороны солиста «The Who» Пита Тауншенда, который, казалось, был одержим внутренними дьяволами. Когда, доведя себя и публику до экстаза, они начинали крушить свои гитары обо что попало, казалось, что сейчас они начнуть убивать и друг друга. Вскоре движение хиппи приобрело политические масштабы, и начались массовые столкновения рок-музыкантов и их поклонников с полицией. «Дети цветов», измученные преследованиями за любимые стимуляторы, репрессиями полиции и арестами их лидеров, были вынуждены уйти в подполье. В 1971 году рок-н-ролл умер. 

2) Хард-рок 

На рубеже 60-70-х большинство рок-музыкантов находилось в состоянии творческого поиска, в результате чего было создано множество различных рок-направлений. Один за другим в рок-музыке возникали новые подстили: «глэм-рок» («Tyrannosaurus Rex», «Kiss», Alice Cooper), «поп-рок» (David Bowie,Elton John, Rod Stewart), «софт-рок» («Eagles», «Smokie»), «арт-рок» («Aphrodite's child»), «симфо-рок» («ELO», «APP»). Рок-альбомы перестали быть сборниками из 12 песен, сваленных в кучу. Теперь они имели «концепцию», сюжетную нить, передавали какое-то определенное настроение, превратились в своего рода звуковые романы. Группа «Moody Blues», например, издавала альбомы в виде философских трактатов. Они стали известны ещё в 1965, когда их песня 'Go Now!' заслуженно стала хитом. Музыканты из «Moody Blues» не ведали границ, широко применяли электронику, а в записи их композиций участвовал Лондонский Симфонический Оркестр. Группа «Nice» специализировалась на рок-обработках классики, но как правило их попытки оказывались вымученными и неудачными. Более успешными были эксперименты по синтезу рока и джаза. Здесь пальма первенства принадлежит ансамблю «Blood, Sweat and Tears» («Кровь, Пот и Слезы»). Такие группы как «Pink Floyd» и «Soft Mashine» исполняли усложненную, психоделическую, экспериментальную музыку, тяготевшую к свободным джазовым формам. 

Но несомненным лидером среди рок-стилей стал «хард-рок». В конце 60-х одним из первых хард-рок исполнял выдающийся гитарист Jimi Hendrix, а первой группой хард-рока называют «Cream». К началу 70-х появились крупные звёзды хард-рока: «Led Zeppelin», «Deep purple» (использовали классические мотивы), «Black Subbath» (добавила в своё творчество элементы мистики и ужаса), «Nazareth», «Uriah Heep», «Omega», «Atomic Rooster», «Groundhogs», «Amboy Dukes», James Gang, Robin Trower, «Budgie», «Hawkwind», «UFO» и, конечно же, «Queen». Жизнь многих музыкантов протекала в экстремальных условиях и базировалась, в основном, на трёх понятиях: секс, наркотики и рок-музыка. Именно поэтому, рок-музыканты умирали достаточно рано, не прожив и половины того, что им было отведено.

Самой популярной хард-рок-группой первой половины 70-х годов была, несомненно, «Led Zeppelin» («Свинцовый Дирижабль»). Она делала самый громкий, самый тяжелый рок из всех производившихся ранее. Это был рок «на изнурение». По коммерческому успеху, популярности и «физически опустошающему воздействию» она превзошла всех. Число зрителей, посетивших их концерты, не поддавалось никакому подсчету. Разрушительная музыка «Лед Зеппелин» дополнялась дурацкой и пустой философией. В 1975 они выпустили «Physical Graffiti» — свой самый глупый альбом. В фарватере «Лед Зеппелин» шли такие группы, как «Yes», «ELP», «Status Quo», «Thin Lizzy» и т.п… В основе музыки всех этих «тяжелометаллических» групп лежал резкий, грохочущий, всепроникающий гитарный рифф. Ритм-секция выдвигалась на передний план, а вся композиция была плотно сгруппирована вокруг электрогитары. 

3) Панк-рок 

У рок-музыки 70-х уже не было ничего общего с жизнью 14-летних подростков, которые ненавидели школу, не ладили с родителями, не могли найти работу и т.п… Оркестры из 60 музыкантов, квадрофонический звук, 24-дорожечные магнитофоны и прочие технические примочки студий звукозаписи — всё это было слишком далеко от них. Мировоззрение тинейджеров не вязалось с 12-минутными гитарными соло, зафрахтованными авиалайнерами, десертными ложечками из чистого серебра и с лимузинами, управлявшимися шоферами-телохранителями. 

В итоге в середине 70-х возник «панк-рок» — движение, отвергавшее как традиционные, так и рок-ценности. Тонны аппаратуры, стоящей многие тысячи фунтов, «дорожный» персонал из 12 человек, миллионные затраты на студийное время и студийную технику — всё это бесило панков, и они создали свою субкультуру. Такие американские исполнители, как «New York Dolls» («Нью-Йоркские Куколки»), Iggy Pop, Lou Reed, Patti Smith и Bruce Springsteen в начале и в середине 70-х расчищали дорогу панкам. Их радикальные альтернативы среднепутевому року затронули сердца многих зрителей. В Англии в те же годы успешно работали новые бешеные рок-бэнды: «Dr. Feelgood», «The Kursaal Flyers» и «Eddie and The Hot Rods». Все они игнорировали обычные пути к вершинам рок-славы. Свою дорогу они прокладывали сами своим упорным трудом и не идя ни на какие компромиссы. 

Вслед за ними явились настоящие панки — «Sex Pistols», «Buzzcocks» и «Damned» в Англии, «Heartbreakers», «Ramones» и «Television» в Штатах. Тон, безусловно, задавали «Sex Pistols» и их вокалист Джонни Роттен («Гнилой»). Они стали для конца 70-х годов тем же, чем были для 60-х «Роллинг Стоунз». Они расцвели на возмущении и лицемерном шоке масс-медиа, культивировали непопулярность и делали всё, чтобы представить себя в наихудшем свете. За один год они шагнули из мрака неизвестности к всемирной славе — всего с одним альбомом и четырьмя синглами. Они строили свой имидж на дурной славе: матерились с экрана, оскорбляли традиционные британские ценности и всеми возможными способами вызывали возмущение общества. В итоге Джонни Роттен стал самым презираемым молодым человеком в Британии. 

4) Хэви-мэтл 

В конце 70-х эпоха хард-рока завершилась. Культовые исполнители калибра «Led Zeppelin» и «Deep Purple» фактически капитулировали и сошли с рок-сцены, получив заслуженный и бесспорный статус рок-легенд. «Deep Purple», например, породил сразу три самостоятельных коллектива: «Ian Gillan Band», «Whitesnake» и «Rainbow». От «Black Sabbath» решил отколоться Оззи Осборн, начавший сольную карьеру. Закат эпохи «Led Zeppelin» ознаменовался также стремительным взлётом популярности группы «Kiss» по обе стороны Атлантики. Ранее «Kiss» были яркими представителями чарующего «глэм-рока» вместе с «Queen» и Alice Cooper. Музыка этих групп была названа прогрессивной. Благодаря этому в начале 80-х коллективы, играющие хард-н-хэви (жёсткий и тяжёлый рок), попали в струю новой волны и выжили в водовороте перемен. Начался период расцвета для групп вроде «Sledgehammer», «Samson», «Angel Witch», «Girlschool», «Diamond Head», «Vardis» и других. Так возник стиль «heavy metal» — логическое продолжение развития хард-рока в начале 80-х. Гитарные рифы были ещё больше усилены, ударные превратились в непрерывную канонаду. 

В 1980 году австралийская группа «AC/DC» выпустила эпохальный альбом «Back In Black», который до сих пор является одним из самых продаваемых рок-альбомов. В Америке на ведущие позиции выдвинулись представители западного побережья — «Kiss», «Foreigner», «REO Speedwagon», «Journey», «Toto», а также новые группы — «Van Halen», «Motley Crue», «Bon Jovi», «Cheap Trick», «Quiet Riot». Позднее, в конце 80-х в США фаворитами выступали такие группы как «Metallica», «Megadeth», «Anthrax», «Keel», «Ratt», «Helix», Ингви Мальмстин и другие. В Англии тон задавали матёрые, окрепшие и набравшиеся колоссального опыта исполнители — Dio, Оззи Осборн,«Whitesnake», «Black Sabbath», «Rainbow» и прочие, а также их последователи — «Motorhead», «Iron Maiden», «Def Leppard», «Manowar», «Saxon», «Judas Priest» и другие. В середине 80-х к ним присоединились «Tyson Dog», «Raven», «Tokyo Blade», «Wasted», «Hellenbach», «Battleaxe», «Jaguar» и т.п… Однако к концу 80-х Британия постепенно утратила статус «Мекки рока». В Швеции зарождаются такие коллективы, как «Europe», «Great White», «Torch» и «Black Widow», в Испании — «Sortilege», во Франции — «Baron Rojo», в Дании — «Merciful Faith». Но самый настоящий бум разгорелся, наверное, в Германии, откуда вышло очень много интересных и неординарных команд, таких как «Scorpions», «Helloween» и «Accept»

Конец 80-х — первая половина 90-х явили рок-миру множество новых и ярких коллективов. Такие группы как «Guns'n'Roses», «Cinderella», «Aerosmith», «Skid Row», «Paradise Lost», «Sepultura», «Pantera», «Black Crowes», «Testament», «Overkill», «Nirvana» моментально завоевали прочные позиции на рок-сцене, так как продемонстрировали нечто эксклюзивное своим творческим подходом. Начали зарождаться и развиваться такие разновидности рок-музыки, как thrash, speed, black-metal и death-rock.

0:00
0:00