VARG MEDIA GROUP
VARG MEDIA GROUP

Марк Минетт: Экстремальный металл. Часть 1

Марк Минетт: Экстремальный металл. Часть 1

Экстремальный металл. Часть 1
Справочник по записи и продюсированию современной металлической музыки

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в ноябре 2009 года

Экстремальная металлическая музыка требует экстремальных навыков от продюсеров и звукоинженеров. В этом всестороннем мастер-классе мы объясним некоторые методы получения современного металлического звука.

Марк Минетт

 

Современный экстремальный металл – вовсе не мимолётная причуда. С многочисленными клубами, фан-сайтами, журналами и радиостанциями, лелеющими и поддерживающими эту сцену, вовсе не удивительно, что такая экстремальная группа, как Slipknot, заняла со своим последним альбомом All Hope Is Gone первую строку в US Billboard 200. За всю свою карьеру группа продала во всём мире более 10 миллионов экземпляров альбомов.

th_d9c074ba08c0badff1e0f51f094dc18b.jpg

Однако, экстремальный металл остаётся одним из самых вызывающих для записи и продюсирования музыкальных стилей. Комбинация низконастроенных инструментов, плотных и искажённых тонов, а также интенсивного исполнения – всё это бросает звукоинженеру серьёзный вызов, когда дело доходит до достижения необходимой ясности и чёткости. В этой и следующей статьях я объясню специфические технологии продюсирования, записи и сведения. И содействовать в этом мне будут многие известные продюсеры, инженеры и музыканты.

[-- читать дальше --]

В этой статье мы сосредоточимся на такой, часто недооцениваемой области, как предварительная подготовка к записи. Кроме того, мы рассмотрим такие вопросы, как проектирование сессий и, собственно говоря, запись. Вопросы сведения будут рассматриваться в следующей статье.

.............................................................................................................................................................

Подготовка к производству

По очевидным причинам, естественная среда обитания рекорд-продюсера – это, как и предполагается, студия звукозаписи. Но есть ещё один элемент, относящийся к процессу успешного производства, и его важность слишком часто не замечается. Прежде, чем группа и продюсер войдут в студию, следует потратить какое-то время на рассмотрение идей, сценариев и тонких деталей предстоящей записи. В основном, подготовка к производству может быть рассмотрена как процесс создания чертежа (плана) проекта. И я, наряду со многими другими продюсерами, полагаю, что это – краеугольный камень любого успешного альбома или проекта.

Успешный продюсер должен уметь смотреть не только на технические аспекты. Личные таланты продюсера, его способности мотивировать, вдохновлять и организовывать не должны остаться недооценёнными. Продюсер записи – это и техник, и музыкант, и инженер. Но кроме этого, ему, скорее всего, придётся стать психологом, советником по продвижению карьеры, композитором и поэтом, близким другом, сержантом-инструктором по строевой подготовке и врачом-терапевтом. Существенный элемент каждой из этих ролей – это уважение, понимание и доверие. В свою очередь, это облегчает фундаментальную цель подготовки к производству: согласование коллективного видения того, чем группа собирается быть с точки зрения стилистики и музыкальности, как должен звучать альбом и как это может быть достигнуто. Наличие этого видения для конечного продукта позволяет продюсеру управлять проектом и вести его так, чтобы в итоге получить кое-что, что понравится всем. Понятно, что это видение может быть точно настроено и в процессе, но ясность во время подготовки будет гарантировать, что неуловимое, но существенное «vibe» проекта будет правильным.

В поп и рок-музыке, время, потраченное на подготовку к производству, используется, главным образом, для развития песни, для внесения изменений в структуру и аранжировку, обеспечивающие приемлемый формат для коммерческой радиотрансляции. Однако, учитывая стилистические особенности экстремального хеви-металла, данное время редко существенно тратится на такие вещи. Вместо этого, рекорд-продюсеры концентрируются на многочисленных вызовах и проблемах, являющихся результатами интенсивной, «низконастроенной», ритмично запутанной и часто тяжело синкопированной природы этого музыкального стиля.

Репетиционная студия

th_92399bd8a9960d8835ff749459a8e417.jpg

( на фото база-студия Deep Repal, МСК ул. Олонецкая, д.15а)

Первая наша встреча, скорее всего, произойдёт в репетиционном помещении группы. Здесь я хотел бы услышать игру всего коллектива – все песни для проекта. Здесь музыканты будут чувствовать себя более расслаблено, поскольку нет давления того, что расходуется бюджет, выделенный на запись (поскольку студия ещё не арендована). Будет оценено, сможет ли группа компетентно и комфортабельно исполнить песни, как работает аранжировка, будут оценены относительные силы и слабости каждого индивидуального исполнения. Потом будут даны соответствующие рекомендации. Помните, что работа продюсера заключается не только в том, чтобы максимизировать силы группы, но и в том, чтобы минимизировать её слабости. Подготовка – это самое правильное время для того, чтобы музыкант, пытающийся играть неподъёмные для себя роли, мог отступить. На данном этапе, я буду особенно сосредоточен на барабанщике, поскольку его работа обеспечивает фундамент всего производства.

Часть самой важной работы продюсера должна быть сделана здесь – в репетиционной студии.

Во время игры музыканты часто не замечают потенциальные проблемы, особенно если раньше они никогда не делали запись своего материала. Таким образом – это очень хорошая идея сделать черновую запись этих репетиционных сессий. Часто бывает, что любые потенциальные проблемы становятся очевидными для группы после того, как они послушают запись своей игры. Не факт, что если песни хорошо работают на сцене, то же самое будет и в студии.

Это – самое правильное время также и для того, чтобы продюсер поговорил с участниками группы о точной настройке их индивидуальных партий, экспериментируя с любыми идеями, которые может предложить любой из них. Очевидно, что если новые идеи приходят в студии записи, то это прекрасно, но репетируя в студии Вы увеличиваете стоимость её аренды. Таким образом, если Вы поработаете над этими вещами на стадии подготовки, то это позволит более эффективно использовать драгоценное студийное время.

Бюджет проекта

Едва ли будет новостью, что многие независимые лейблы изо всех сил пытаются остаться в бизнесе, и потому бюджеты альбомов были на протяжении многих лет в состоянии упадка. Это финансовое давление непосредственно затрагивает и рекорд-продюсера, ответственность которого также заключается и в том, чтобы управлять бюджетом. Продюсируете ли Вы проект для Roadrunner Records, или это просто демо для MySpace, предварительная подготовка к производству позволить сэкономить деньги. Это поможет предотвратить проблемы, которые могут появиться, когда тикают часы в студии. Берегите время и деньги.

Правильный метроном

Одна из проблем, которая обычно находится на вершине моего списка приоритетов во время предварительной подготовки – это треки со звуком метронома (кликом), под который будут записываться барабаны, и, в общем то, весь проект. Из опыта работы с экстремальной металлической музыкой я понял, что использование клика – это один из важнейших факторов, который отделяет высококлассный продукт от простого демо. Как сказал продюсер Расс Рассел (Russ Russell): «Порог аккуратности и точности, ожидаемых людьми от экстремального металла, чрезвычайно высок».

Хотя есть множество музыкальных стилей, где использование метронома нежелательно и где позволяется темпу немного дышать – это, в большинстве случаев, совершенно неприемлемо для современного металла. Сложные, быстрые и синкопированные ритмические структуры, электронные паттерны и биты, вовлечённые в modern и extreme-metal, требуют самых высоких стандартов точности и аккуратности. Как объясняет барабанщик группы Meshuggah Томас Хааке (Tomas Haake): «Я действительно чувствую, что мы нуждаемся в клике, потому что многие вещи реально трудно играть на гитаре. Это означает, что если бы я к концу песни отклонился от темпа, и играл бы на 10 ударов быстрее, чем в начале, то на гитаре стало бы невозможно играть. Таким образом, я должен использовать трек метронома и поддерживать устойчивый темп».

Даже группы, использующие не самые распространённые размеры и делающие вызывающие изменения темпа (такие, как The Dillinger Escape Plan), не отказываются от льгот, предоставляемых метрономом. Они часто проводят значительное время, настраивая карту темпа до совершенства. Использование трека метронома обеспечивает контрольную точку, вынуждающую барабанщика играть чётко и аккуратно. И это позволяет продюсеру точно оценить его исполнение.

Кроме того, из-за быстрых паттернов бочки (два басовых барабана или сдвоенная педаль – предпосылка) и сложной природы барабанных партий, нормально, что барабанные треки, которые Вы слышите в финальном миксе, представляют собой не совсем то, что было исполнено изначально. Зачастую, для создания барабанных паттернов применяется глубокое редактирование и аудиоквантизация, позволяющие создать невероятно чётко звучащее, практически сверхчеловеческое исполнение. Создание его является одним из специфических вызовов при производстве музыки в этом жанре, и, в конечном счёте, использование метронома при записи барабанов облегчает этот процесс. Кроме того, это предоставляет и более широкие льготы: например, инструментальные партии могут быть скопированы из одного места и вставлены в другое, что практически невозможно, если темп даже незначительно плавает. Также, легко могут быть добавлены петли и запрограммированные элементы. Таким образом, тема метронома обычно затрагивается с момента моей первой встречи с группой.

Не очень большое количество барабанщиков в состоянии сделать запись только лишь под один клик, не слушая никаких гайд-треков. Большинству музыкантов удобнее работать, если имеется гитарный/басовый гайд-трек, а ещё лучше, если ещё и вокальный. Иногда, если во время подготовительного процесса группа показала хороший опыт, я оставлю их, чтобы они непосредственно сами записали гайд-треки. В противном случае, мы соберёмся вместе с группой, чтобы сделать запись этих партий под клик. Это прекрасное время, чтобы гарантировать, что члены группы находятся в полном согласии друг с другом по поводу аранжировки и индивидуальных партий. И это прекрасная возможность для продюсера как следует ознакомиться с песнями и провести больше времени с группой, занимаясь подготовкой.

Отсюда, у группы должен быть тщательно проработанный шаблон для барабанщика, с которым он может заниматься – как с остальной частью группы, так и без. На репетиции со всей группой можно включить один лишь метроном (который могут слышать либо все, либо только один барабанщик), а гайд-треки использовать, когда барабанщик репетирует самостоятельно. Как только закончены карта темпа и гайд-треки, барабанщик должен найти, что игра под клик относительно легка. И действительно, многие, когда привыкнут, находят, что присутствие клика оказывает поддержку. В общем говоря, если барабаны имеют законченную и отработанную аранжировку, игрок может сконцентрироваться на получении чёткого и последовательного исполнения, и забыть об опережении или об отставании от правильного темпа.

 

Оборудование

Идеальное производство экстрим-металла требует ясного и чёткого звука барабанов, баса и гитары. Задолго до того, как начнётся запись, продюсер обязан удостовериться, что для записи будет использоваться правильное оборудование, обеспечивающее правильный тон. Этот аспект очень важен при производстве высококачественного экстрим-металла, и группа должна знать об этом.

Подробное рассмотрение этих вещей находится вне рамок этой статьи, и мы не будем детально рассматривать субъективные достоинства того или иного оборудования. Тем не менее, мы перечислим некоторые общие принципы и понятия, касающиеся оборудования, используемого в металлической музыке. Все эти аспекты требует самого пристального рассмотрения ещё на этапе предварительной подготовки.

«Барабан меняет кожу»

Я сбился, подсчитывая, сколько раз барабанщики говорили мне примерно следующее: «Но эти пластики были куплены всего лишь три недели назад, и я сделал с ними всего лишь восемь концертов!» Если у пластиков будет эта степень использования, то на них обычно будут вмятины от ударов. Это не позволит барабанам звучать должным образом, и неизбежно будет препятствовать Вашей способности получить в контексте микса их правильную ясность и тон. Стоимость новых пластиков будет ничтожна по сравнению с напрасно потраченным студийным временем. Поэтому, для любого, даже самого бюджетного проекта, необходимо использовать новые пластики. Будет неплохо, если заставить барабанщика поставить новые пластики и отыграть на них только одну репетицию (чтобы, так сказать, притереть).

Если бюджет позволяет, имеет смысл заменять не только ударные пластики, но и резонаторные. Многие барабанщики делают ошибку, думая, что резонаторные пластики не изнашиваются. В реальности, они теряют свою упругость и начинают дребезжать из-за высыхания полиэстера. Несомненно, это окажет негативное влияние на тон барабана. Если бюджет очень уж напряжён, то можно сэкономить на пластике для басового барабана – в экстремальном металле это та часть барабанной установки, где требуется наименьшее количество динамики. Поэтому, это самое лёгкое и эффективное место, где можно использовать сэмплы.

Настройка барабана

Настройка барабанов – это само по себе искусство, и её важность не может быть не замечена, поскольку даже высококачественная барабанная установка будет звучать плохо, если она не настроена должным образом. Обычно, я пользуюсь любой возможностью настроить барабаны ещё до того, как войти в студию, поскольку это может быть весьма долгим процессом.

Мой собственный опыт привёл меня к тому, чтобы настраивать пластики на басовых барабанах очень низко – часто настолько низко, что едва разглаживаются морщины (в пределах нескольких оборотов от свободного положения тяги). Конечно, тот путь, которым барабанщик чувствует бочку, тоже нуждается в рассмотрении, но я никогда не имел никакого успеха в получении щелчка или атаки, более напряжённо настраивая ударный или резонаторный пластики. Используя ударную установку с двумя басовыми барабанами, настройте их немного по-разному. Это обеспечит лучшее дифференцирование звуков.

Чтобы максимизировать щелчок или атаку от басового барабана (ов), предпочтительней использовать не фетровые, а пластмассовые или деревянные колотушки. Также, следует использовать специальные наклейки (клик-пэды), помещаемые там, где колотушка бьёт по пластику. Наклейки от фирмы Danmar, вероятно, самые известные и широко используемые, и часто новые басовые пластики поставляются уже вместе с ними. Не используйте в качестве замены и не приклеивайте такие вещи, как монеты или пластиковые карты: они гораздо менее эффективны для получения щелчка и атаки, чем специально изготовленные продукты.

Многие металлические барабанщики делают ошибку, пытаясь заставить свои том-томы резонировать и звучать очень продолжительно с максимальной громкостью. Это относительно легко достичь, настраивая ударный и резонаторный пластики с примерно одинаковой напряжённостью, но очень резонирущий комплект может вызвать огромные проблемы. Это особенно актуально для нашего стиля музыки, где сохранение чёткого и разборчивого звука чрезвычайно важно. Настраивая ударный пластик с большей напряжённостью, чем резонаторный, Вы получаете более глубокий и округлый тон. Если делаете наоборот – получаете более напряжённый звук, у которого сильнее выражена атака. Вообще, я могу порекомендовать держать общую настройку томов довольно низкой, чтобы дать более сильный тон с увеличенным басовым компонентом.

Metal_08.jpgДля всех, кто нуждается в помощи в этой области, я бы порекомендовал такие устройства, как Drum Dial (www.drumdial.com). Я нахожу их превосходными для того,  чтобы сделать быструю и точную настройку томов. Это устройство измеряет напряжённость пластика на расстоянии около дюйма от каждой тяги. К нему прилагается таблица, в которой приводятся приблизительные отношения напряжённости между ударными и резонаторными пластиками для томов различных размеров. Опираясь на это, Вы можете использовать свои уши, чтобы точно настроить барабаны.

По возможности, я пытаюсь не использовать демпфирующие кольца на малом барабане и том-томах, поскольку недемпфированный барабан имеет лучший тон и резонанс. Однако, во многих случаях, такой подход невозможен. Избегайте использовать gaffer tape (скотч на тканевой основе) для демпфирования барабанов, поскольку у него имеется склонность к вибрированию и гудению. Это может быть поднято близкими микрофонами. Я всегда считал, что лучший на рынке продукт для таких целей – это наклейки Moon Gel от RTOM Company. Используйте смазку наподобие WD40, чтобы устранить любые писки и скрипы от установки (особенно от педали басового барабана). Проверьте натяжные болты: если они отпускаются, используйте специальные пластиковые фиксаторы.

Чтобы добиться при записи максимального разделения тарелок от остальных барабанов, стоит рассмотреть возможность их установки на достаточной большой высоте (конечно, не так, чтобы барабанщику пришлось подпрыгивать до них – а с сохранением комфортности игры). Чем дальше от барабанов помещены тарелки, тем легче будет сделать хороший звук для всей остальной установки. Ясно, что чем раньше барабанщик начнёт заниматься этим (т.е. на подготовительной стадии), тем лучше. Да, и удостоверьтесь перед записью, что тарелки находятся в чистоте.

Бас и гитара

Кроме мастерства исполнителя, самый важный аспект любой гитарной или басовой записи – это выбор правильного оборудования, удовлетворяющего поставленной задаче. Хороший басовый или гитарный звук зависит, по крайней мере, от шести факторов.

Качество изготовления инструментов (дерево, фурнитура, конструкция), струны и то, как они настроены и интонированы – всё это непосредственно влияет на звук. Знайте, что некоторые современные гитары (как например модели начального уровня от Ibanez), при игре ритмом дают звук, весьма далёкий от идеала. Дешёвая древесина, используемая для изготовления тела инструмента, приводит к тому, что низкие частоты теряют свою чёткость и плотность. Очень часто гитары в этом жанре перестроены вниз, как минимум, на два тона, и очевидно, что такой недостаток негативно затрагивает исполнение и интонацию. Удивительно, какое количество музыкантов не обращает на это внимание и не делает соответствующую настройку своих инструментов (или не использует струны соответствующей толщины). Отказ сделать это приводит к проблемам с удержанием строя, к раздражающему гудению и к «низкосортному» общему тону инструмента. Само собой, об этом следует позаботиться ещё до того, как Вы войдёте в студию.

Возраст, качество и калибр струн чрезвычайно важны, так как всё это определяет степень, до которой струны могут перестраиваться вниз. Удивительно, как быстро «умирают» струны при их постоянном интенсивном использовании в студии. В один прекрасный момент, ясность высокочастотных компонентов и презенс в нотах начинает теряться – и это не кое-что, что может быть потом скорректировано эквалайзером. Обычно, я заставлял басистов и гитаристов заменять свои струны (или, по крайней мере, две самые толстые струны на басу и три – на гитаре) каждые три – четыре часа постоянного использования.

Используя слишком тонкие струны, Вы получаете тонкий и слабый звук в ритмических партиях. Кроме того, из-за недостаточной напряжённости и «съездов» высоты в момент удара, это затрагивает их способность сохранять настройку. В общем случае, если гитары перестроены вниз к ноте «До», то самая низкая струна должна иметь калибр не менее 52 (для гитары) или 120 (для баса). Естественно, калибр всех остальных струн должен быть увеличен соответственно (в зависимости от того, используется ли «пониженная» или «прямая» настройка). Чем ниже настроена струна – тем толще она должна быть.

Выбор звукоснимателей также оказывает большой влияние. Многие металл-продюсеры предпочитают для гитары звукосниматели EMG 81 – хотя я всегда получал замечательные результаты, когда музыканты использовали гитары Les Paul с оригинальными пассивными звукоснимателями. Для баса же, я лично одобряю активные звукосниматели.

Если усилитель, используемый при записи, выбран неудачно, и даёт нотам плохую читаемость/тон или имеет рыхлые низкие частоты, то даже квалифицированная эквализация не сможет полностью решить проблему. Очевидно, что лучше всего сразу делать правильную запись этих звуков и, таким образом, избегать потребности в ре-ампинге. Мой выбор для баса – это Ampeg Classic, который при перегрузке имеет особенно тёплый, но агрессивный тон. Я много лет включал гитару через Marshall, но позже нашёл, что если их не модифицировать, то они не всегда хорошо подходят для игры с низким строем. Зачастую, для этого жанра более предпочтительны современные ламповые усилители, такие, как Peavey 5150, Mesa Rectifier и Krank Krankenstein. Если перед записью Вы устанавливаете в усилитель новые лампы – удостоверьтесь, что напряжение смещения выставлено правильно.

Кабинет – часто пропускаемая, но жизненно важная часть этого уравнения. Размер, тип и плотность древесины корпуса оказывают значительное влияние на результирующий звук. Я как-то раз записывал басовый Ampeg Classic, подключенный к кабинету, который хоть и был оборудован дорогостоящими динамиками, но сам по себе представлял дешёвую коробку, изготовленную из ДСП. Старая пословица «Ваш звук будет настолько хорош, насколько хороша самая слабая цепь Вашего оборудования» была здесь как никогда к месту. В микрофон на басовом кабинете проникало множество противных резонансных частот, что при микшировании требовало большого количества корректирующей эквализации. Для баса я обычно выбираю кабинеты Ampeg или Mesa. Что касается гитары, то современные кабинеты, такие как Mesa Rectifier, изготовлены из более плотной древесины, чем стандартный Marshall 4 x 12. Это даёт лучший тон с более чёткими низкими частотами.

Динамики также имеют значение. Многие гитаристы и продюсеры предпочитают Celestion ‘greenback’ 25 (к примеру, они использовались в дебютном альбоме «Burn My Eyes» группы Machine Head). Мне также нравятся Celestion Vintage 30, которые гармонически богаты, имеют реально чёткие низкие частоты и идеально подходят для использования с современными ламповыми усилителями.
Metal_09.jpgMetal_10.jpg
Выбор динамиков имеет большое значение для гитарного звука. Здесь показаны две популярные модели от Celestion: G12M ‘greenback’ и Vintage 30.

(продолжение следует)

по материалам http://www.unisonrecords.org

0:00
0:00