Первые отечественные синтезаторы

14.02.2011

Давно это было… Еще до тех самых времен, когда наши рынки заполонила дешевая китайская продукция, а наша экономика рухнула вслед за великим государством… Мы публикуем небольшой архив о первых советских синтезаторах. Предоставим слово господину, который ныне известен под именем Джон Расинт.

th_d3eb48afa41e203563dfae3a149e1bbf.jpg 

— Создание синтезаторов в Советском Союзе, как и всей электромузыкальной продукции, по моему мнению, было чем-то второстепенным. Большие радиозаводы выпускали серьёзную продукцию, бытовую технику, электронные приборы, и параллельно с этим ставились задачи об экспериментальных разработках и выпусках музыкальных инструментов — синтезаторов, органов, гитар и так далее.

Многие электронные военные заводы также занимались производством музыкальной аппаратуры (к примеру, завод «Форманта»). 

[-- читать дальше --]

До сих пор название «Электроника» подразумевает целый комплекс предприятий в разных городах, которые делали эти органы и синтезаторы. Почти в каждом городе любое радиопредприятие могло выпускать какой-то серийный, либо экспериментальный продукт.

th_250c3347331f377c2362c97d9d182447.jpg

И до сих пор встречаются инструменты с неопознанными заводскими знаками. Говорить о серьёзных целях и разработках отечественных синтезаторов и прочей электроаппаратуры мне особо не хочется, поскольку в большинстве случаев качество этих приборов было не самым радостным.

Но, с другой стороны, инженеры разработчики трудились в таких условиях, что поставь на их место западных коллег — вряд ли они вообще что-нибудь сотворили!

Что касается именно аналоговых синтезаторов отечественного производства, то давно признано, что они имеют более жирный, мощный и пробивной звук, нежели их зарубежные собратья.

И причина кроется именно в советских комплектующих, в их непредсказуемости, дискретности и так далее. Говоря о количестве разных марок советских синтезаторов, с каждым разом приходится удивляться их разнообразию!

Крупные электромузыкальные заводы бесперебойно снабжали нашу страну своей продукцией. Например, по количеству серийного производства одним из лидеров был тот самый синтезатор «Поливокс», сумма выпускаемых единиц которого достигала 20-25 тысяч в год 

А сколько было экспериментальных образцов! Лидерами же синтезаторостроения в 70-80 годы были заводы «Форманта» (Свердловск), «Лель» (Москва), «Эстрадин» (Житомир), «Юность» (Муром) и, конечно же, «Электроника». Почти все эти заводы продолжают свою работу и в настоящее время.

Каждый отечественный синтезатор обладает своими неповторимыми особенностями. Общая схема синтеза, вероятно, везде одинакова — генератор, фильтр, усилитель, модуляция. Но именно детальная конструкция, схемотехника, дизайн были уникальными составляющими большинства моделей.

th_0ede85c50f97c39a46db4f18a96349a5.jpg

Во многих советских инструментах были реализованы самые смелые идеи разработчиков. Тот же «Поливокс» имеет резонансный фильтр, не содержащий ни одного конденсатора.

Синтезатор «Альтаир-231» имеет множество индивидуальных особенностей, хотя его и называют «русским Минимугом».

Маленький одногенераторный монофонический синтезатор «Ритм-2» имеет такой плотный звук, который не всегда выдаст и трехгенераторный инструмент! Благодаря какому-то удачному сочетанию основного генератора и субгенератора эта модель стала очень популярной у многих современных музыкантов. 

«Аэлита» — ни один синтезатор в мире не имеет подобного звучания (мощные функции унисона). Из органов я бы отметил такие модели как «Лель-22» (необычное фазовое вибрато). Особого внимания достоин «ТОМ-1501» — аналоговый синтезатор с оркестровым эффектом (хорус), «Форманта ЕМС-01» — мощный двухмануальный орган-синтезатор.

 (по материалам http://www.membrana.ru/particle/1627)

..................................................................................................................................................

===СИНТЕЗАТОРЫ===

 

Алиса — 1387 

th_d8cf29c93fecbecbba9af3ae98d2411b.jpg

«Алиса-1387» (Люберецкий завод электромузыкальных инструментов) — мелодический синтезатор, предназначен для сольного исполнения в музыкальных коллективах, а также для получения разнообразных эффектов и синтезированных звучаний. Инструмент имеет 3-х октавную клавиатуру, колесо модуляции и органы управления в виде регуляторов и кнопок. Состоит их основных синтезирующих блоков: генератор тона, фильтр, контур фильтра, контур сигнала, модуляция, микшер и выход.

Управление на передней панели:
Генератор тона- настройка; генератор 1: 3 формы волны, скважность, шим; портаменто (вкл); регистр: субгармоника, 32',16', 8'; генератор 2: вкл.синхр, интервал, форма волны (прямая, пилообразная)
Микшер — генератор 1 (уровень); генератор 2 (уровень); шум (уровень)
Фильтр — частота среза; резонанс; вибрация; слежение
Контур фильтра — атака; затухание; амплитуда + вкл.
Контур сигнала — атака; затухание; поддержка (вкл); спад
Модуляция — темп; вкл.формы волны; перекл. генератор/фильтр; глубина (колесо)
Выход — общий уровень; вкл. выхода

th_488ac2ee5800c3b443a03984d1ff0cc9.jpg

Разъемы задней панели:
Выход линейный
Сеть (вкл)
Разъем сети
Внешний запуск — генератор, выход, вход, вкл.

Передняя панель — выход на наушники  

 Альтаир Эстрадин — 231

th_42139e2d31bf7aa9dc881c471497586f.jpg

Монофонический синтезатор Альтаир-231(завод Эстрадин г.Житомир) предназначен для воспроизведения звуков различного характера — от имитации звучаний натуральных инструментов, до получения сложных синтезированных электронных тембров, эффектов, перкуссионых звуков и т.п. Синтезатор имеет 4-х октавную клавиатуру, колесо управления высотой тона, регуляторы параметров на передней панели, выход на телефоны, вход для педали. Состоит из четырех основных блоков синтезирования звука — Генераторы, Микшер, Фильтр, Контур.

Синтезирующая часть базируется на 3-х задающих генераторах, каждый с независимыми параметрами регистров, формы волны, частоты модуляции. Имеется генератор белого и розового шума. Фильтр низкой частоты с основными параметрами позволяет производить отслеживание с клавиатуры. Синтезатор включает в себя функцию портаменто с регулировкой скорости. Для настройки строя инструмента есть включение тонового сигнала 440Гц. Предусмотрен линейный вход для подключения внешнего источника звука через Альтаир-231. Входы и выходы выполнены на 1/4 джеках.

Электронный музыкальный синтезатор «Аэлита» (Муромский завод РИП)

th_191e871084b922918c647b35c9589b73.jpg


Клавишный трехголосный электронный синтезатор «Аэлита» — современный музыкальный инструмент. Музыкальное произведение, исполненное на «Аэлите», может прозвучать по-новому, если исполнитель использует разнообразные звуковые эффекты: трехголосный унисон, тембровое глиссандо, частотное вибрато, тембровое тремоло, затухание, атаку, стрингс (струнная группа).

Характер звучания можно менять прямо во время исполнения, также как и тембр: достаточно поворота ручки или прикосновения к кнопкам управления. При исполнении музыкального произведения на «Аэлите» можно сделать запись на магнитофон, прослушать «игру на исполнителя» через головные телефоны. Инструмент можно использовать и в составе эстрадных ансамблей.

th_ee836011d1c37461fab0c9a03cb2ab17.jpg

Элегантный корпус инструмента из алюминиевого сплава, оклеенного искусственной кожей, при перемещении инструмента надежно защищен легким и прочным футляром.

Маэстро

5bc6dd677614b8b050c1152bda211d4d.jpg 

Клавишный электромузыкальный инструмент (КЭМИ) «Маэстро» представляет собой переносной четырехголосный полифонический синтезатор с микропроцессорным управлением (КР580) и заранее запрограммированными тембрами («пресетами»). Количество пресетов — 20. Инструмент имеет устройство получения частотного вибрато с регулируемой глубиной и частотой, эффект «хор» с регулируемой глубиной, управляемый фильтр с регулируемой частотой среза и резонансом. Так же присутствует устройство «арпеджио-тремоло» с регулировкой скорости, устройство «джойстик» позволяющий смещать строй и управлять глубиной вибрато.

01778075f8b4d83f85c3d83e44573a96.jpg

Напряжение питания, В 220
Потребляемая мощность В*А не более 25
Диапазон рабочих температур, С 15-35
Относительный уход частоты генератора, % за 4 часа работы ± 0,3
Полный муз. диапазон, перекрываемый генераторами, Гц 43,6 — 5274
Наибольшее количество одновременно звучащих голосов 4
Динамический диапазон Дб, не менее 55
Масса комплекта, кг 15

ФОРМАНТА ЭМС — 01

th_9a7a8f50fa63c937f5090f016f862e52.jpg

Комбинированный электромузыкальный инструмент «ФОРМАНТА ЭМС — 01» соединяет в себе два инструмента: полифонический орган и монофонический синтезатор. Предназначен для исполнения музыкальных произведений любого жанра, а также для получения различных звуковых эффектов при озвучивании фильмов, спектаклей, при записи на студии.

Орган имеет клавиатуру объемом пять октав, шесть фиксированных звуковых тембров, частотное вибрато с регулируемой задержкой вибрато, регулировку затухания, стереофайзер (является общей частью для органа так и для синтезатора). Схема задержки вибрато каждый последующий раз запускается только после полного отпускания ранее нажатых клавиш. При игре «легато» схема задержки вибрато не запускается.

th_2b4f1c9679e55ca172b6c7e589188762.jpg
Синтезатор имеет:
объем клавиатуры — 3 октавы;
модулятор, модулирующее напряжение с которого подается на частотный модулятор (ЧМ), широтный модулятор (ШМ), фильтр, амплитудный модулятор (усилитель);
генератор 1, генератор 2 — широкодиапазонные генераторы с различными формами колебаний;
микшер для суммирования сигналов от генератора 1, генератора 2, генератора шума, внешнего источника, ринг — модулятора;
фильтр для динамического и статического изменения спектра суммарного сигнала с выхода микшера;
усилитель, для придания звучанию характеристик свойственных различным огибающим сигнала;

Наглядное разделение панели синтезатора на перечисленные выше узлы, их взаимное расположение облегчают ориентировку при наборе того или иного тембра.

Кроме того, синтезатор способен управлять другим таким же синтезатором. Для этого с помощью соединительного кабеля, распаянного согласно принципиальной электрической схеме разъемов КОНТР.ВХОД и КОНТР.ВЫХОД (приложение 3), соединить разъем КОНТР.ВЫХОД управляющего синтезатора с разъемом КОНТР.ВХОД управляемого синтезатора и на управляемом синтезаторе нажать кнопку КОНТР. — (должен загореться светодиод). При этом панель управления управляемого синтезатора отключается от своей клавиатуры и подключается к клавиатуре управляющего синтезатора, т.е. один музыкант имеем в своем распоряжении — две идентичных панели управления при одной клавиатуре, следовательно, два полностью параллельных канала синтеза, что расширит Ваши возможности создания звуков во много раз.

В инструменте предусмотрена возможность подключения стереотелефонов, причем при регулировании громкости инструмента ножной педалью от максимальной до нуля, на всех выходах инструмента, сигнал на телефонах не изменяется, что дает возможность предварительного контроля тембра через телефоны перед подачей сигнала на усилители мощности. При включении ФАЗЕРА по каналу синтезатора либо органа на гнездах СТЕРЕО Л и СТЕРЕО П можно получить стерео сигнал. При отключении ФАЗЕРА в обоих каналах будут осуществляться режим МОНО.

Электроника ЭМ-25 

th_b5bff4e9818322b17cda86830f493726.jpg

 Синтезатор-стрингс «Электроника ЭМ-25» имеет 3 секции тембров: стрингс-контрабасы, виолончели, скрипки, орган-регистры(16'",«8'»,«4'»,«2'»), духовые-тромбоны, трубы.

Секции стрингс и орган имеют:
полифоническую атаку и спад звука с регулировкой длительности
переключение режима спада: с наслоением и без наслоения послезвучий

th_6b316dd49ecb2b890b1a0f73d8d9c9eb.jpg


Секция духовые имеет:
генератор огибающей с регуляторами АТАКА, СПАД, ПОДДЕРЖКА, ЗАТУХАНИЕ
модулятор с регуляторами СКОРОСТЬ, ЗАДЕРЖКА, ВИБРАТО
управляемый фильтр с регуляторами ОГИБАЮЩАЯ, МОДУЛЯТОР, СРЕЗ, АКЦЕНТ
переключение режима запуска фильтра — полифонический, либо монофонический

Возможность разделения клавиатуры на две части, с установкой разных тембров звучания.

 

Эстрадин-230

th_90cecbbdcfa40a9356419a8d5775b7b9.jpg

Монофонический синтезатор «Эстрадин-230» (ПО <Электроизмеритель> г.Житомир) содержит четыре основных источника звука — три тональных генератора и источник шума, допускает подключение внешнего источника (электрогитары, электрооргана). Фильтр нижних частот синтезатора, предназначенный для изменения гармонического состава сигналов звуковой частоты в режиме самовозбуждения играет роль дополнительного, пятого источника звука.

Имеется возможность управлять параметрами таких переходных процессов формирования звуков, как атака, затухание и поддержка. Предусмотрен эффект скользящего перехода от одного звука к другому.

Инструмент имеет устройство памяти, позволяющее сохранять звучание тона после снятия пальца с клавиши, а также устройство глиссандо (питч-бэнд), модуляционный микшер, фильтр, управляемый с клавиатуры.

Частотный диапазон инструмента 1:20000Гц.

Для настройки имеется внутренний генератор тона <ля> (440Гц)

 

Юность-75

th_6976926fed2e31f7e298b6cce9412b6a.jpg 

«Юность-75» представляет собой транзисторный переносной многоголосый ЭМИ. 

«Юность-75» — инструмент многотембральный. Тембр звука может изменяться по желанию исполнителя и в зависимости от характера музыкального произведения при помощи ручек и клавишей управления синтеза звуков. При этом смешиваются звуки одной или нескольких других октав. Подмешивание позволяет менять тембровую окраску в больших пределах и добиваться характерных жанровых звучаний, начиная с эстрадной, народной музыки до звучания органа.

th_e7d70a99cbf60ab0467d2ded645a07cf.jpg

«Юность-75» позволяет оперативно (во время исполнения) менять характер звучания, используя эффекты: частотное вибрато, тембровое вибрато, тембровую перкуссию, имитацию барабана и щеток, тембровое глиссандо.«Юность-75» является инструментом широкого пользования как в домашних условиях, так и в музыкальных ансамблях. Он может быть аккомпанирующим или солирующим, по желанию исполнителя.

В«Юности-75» предусмотрена возможность безмикрофонной записи и прослушиванием игры «на исполнителя» с помощью наушников. Регулировка громкости осуществляется ножной педалью. Инструмент оформлен в металлическом корпусе из легких сплавов.

В передней части корпуса снизу имеются съемные планки, открывающие доступ к сердечникам настройки генераторов. В нижней части корпуса имеется выход шнура питания инструмента от сети переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 127/220 В, переключатель напряжения с предохранителем, гнездо для подключения педали громкости и контрольные гнезда 1, 2, 3 :12 (выходы генераторов).

th_373956e2add457d853d43dc4d8015d1a.jpg
Число октав по клавиатуре — 5
Число октав по звуковому диапазону — 6
Диапазон звуков от ДО большой октавы (65 Гц) до СИ четвертой октавы (3951 Гц).
Число регистров синтеза звуков — 4
Номинальное выходное напряжение на нагрузке 100 кОм не менее 0,1 В.
Мощность, потребляемая от сети, не более 40 Вт.
Цепь питания генераторной основы стабилизирована и обеспечивает постоянство напряжения при колебании напряжения в сети переменного тока в пределах +10% от номинального.
Габариты инструмента не более 980 х 520 х 220 мм, высота с ножками не более 855 мм. Примечание. Высота инструмента без пюпитра.
Масса инструмента без упаковки и футляра не более 40 кг; с упаковкой и футляром не более 55 кг.
Ручек регулировки — 7 штук, клавишей управления — 15 штук и 2 кнопки включения управления барабаном и щеткой.

 

 Юность-1132

th_949f98ed678df6ca68279dc96d0384da.jpg 

Переносной клавишный электронный музыкальный инструмент «Юность-1132» имититрует звучание духовых и струнных инструментов и может использоваться в составе эстрадных ансамблей. Он позволяет получить следующие звуковые эффекты: частотное вибрато с плавной регулировкой по глубине и частоте, перкуссию с плавной регулировкой уровня, фэйзер с фиксированным включением и плавной регулировкой фазового сдвига. В инструменте предусмотрены подстройка музыкального диапазона, транспонирование музыкального строя на одну октаву, фиксированное включение тембров и звуковых эффектов, плавная регулировка громкости звучания головных телефонов. 

число октав по музыкальному диапазону — 8
по клавиатуре — 5
число регистров синтеза звука — 6
номинальное выходное напряжение — 1В
мощность, потребляемая от сети — 35 Вт
габариты(без ножек) — 865х420х125 мм
масса — 22 кг

 

===КЛАВИШНЫЕ===

 Вильнюс — 3

th_e46b773d8c2c860d8a6852650f7eb622.jpg 

«Вильнюс — 3» представляет собой многоголосный одномануальный ЭМИ с выносным усилительно- акустическим устройством. Объем клавиатуры 5 октав (2 октавы принадлежат аккомпанирующей части). Характер звучания — органный и перкуссионный с регулируемой длительностью атаки. Число регистров с плавной регулировкой: для мелодической части- 6, а для аккомпанирующей — 3; регистров с фиксированным органным звучанием — 6, перкуссионным — 4. Инструмент имеет устройство амплитудного, частотного и тембрового вибрато. Частота вибрато — плавно регулируемая для трех высших октав; репит с плавной регулировкой в пределах 2:15 Гц. Предусмотрены также эффект имитации щеток, реверберация, сустейн.

 

Лель — 22

th_ea98350c5db30976efce0f44c89b10e3.jpg

«Лель — 22» — малогабаритный переносной ЭМИ воспроизводит голоса различных инструментов: электропиано, клавесина, классического и эстрадного органа, банджо. Портативный, простой в управлении, практичный, недорогой, обладающий большими музыкальными возможностями инструмент может использоваться в профессиональных и самодеятельных ансамблях, в школах и для домашнего музицирования.


Объем клавиатуры — 4 октавы.
Регулируемые регистры — 8', 4', 2'(1), 2'(2).
Регулируемые эффекты — фазовое вибрато, атака, сустейн, глиссандо.
Глиссандо позволяет плавно смещать музыкальный диапазон на октаву вниз, при этом регистры становятся: 16',8',4'(1), 4'(2). Вариации атаки, сустейн позволяют получить звучания: электропиано, органа, клавесина, челесты, банджо.

 

Электроника ЭМ-15

th_b4bfd01668bc3a506908fc70844cb7c4.jpg

Инструмент музыкальный электронный ИМЭ «Электроника ЭМ-15» (завод при НИИ «Вента» г.Вильнюс) — одномануальный, пятиоктавный, многоголосный, портативный инструмент. Предназначен для исполнения эстрадных и классических произведений в качестве солирующего или аккомпанирующего инструмента в составе профессиональных и любительских ансамблей, а также в домашних условиях.

Корпус ИМЭ представляет собой часть защитного кожуха устройства.

Инструмент обеспечивает:
высокую стабильность частоты ведущего генератора, за счет применения кварцевой автоподстройки частоты,
минимальную погрешность интервалов звукоряда относительно равномерно темперированной музыкальной шкалы,
возможность смещать весь строй инструмента на + 1/4 тона,
богатую тембровую окраску звучания с возможностью переключения с органного звучания на перкуссионное.

Инструмент отлично имитирует звучание натурального пианино. Инструмент обладает регулируемым эффектом <флэнджер>, придающий звучанию инструмента свойства пространственности и имитирующим вращение источника звука в пространстве. Инструмент позволяет оперативно во время исполнения менять характер звучания, используя различные эффекты.

 

ТОМ 1501 

th_bb566a3493b8b32bbef59941db2d8f01.jpg 

«Том -1501»- (Тульское объединение по производству музыкальных инструментов «Мелодия») — электронный музыкальный инструмент с оркестровым эффектом портативного типа, собранный на полупроводниковых приборах, предназначенный для сольного исполнения музыкальных произведений любого жанра и сопровождения в составе ансамбля.

ЭМИ Том-1501 представляет собой одномануальный клавишный инструмент, имитирующий звучание пианино, клавесина, смычковой группы оркестра в составе скрипок, альтов, контрабаса; медных духовых инструментов)

Инструмент состоит из следующих блоков:
задающего генератора
двенадцати манипуляторов
генератора инфранизкой частоты
линии задержки
брасс фильтра
блока фильтров
выходных усилителей
блока питания
педали громкости
педали «сустейна»

Формирование всех тонов осуществляется от одного задающего генератора, что исключает возможность расстройки инструмента в процессе его эксплуатации. Основу темброобразования инструмента составляет синтез 6 регистров левой и 5 регистров правой частей клавиатуры. Том-1501 позволяет оперативно во время исполнения менять характер звучания, используя эффекты: сустейн, вибрато, хорус.

 

Солярис 

 th_6a8bfbcdc4ab0655a52a9b0a953ede16.jpg

ЭМИ «Солярис» (Эстрадин -314) — полифонический орган, обладает чистым звучанием, позволяет добиваться как очень мягких, так и очень звонких тембров. Имеет 49 клавиш, 5 регистров с переходами 1',2',2 1/2', 4', 8'; функция глиссандо — имеет: спуск на 2 октавы вниз (служит компенсацией отсутствия второго мануала); подстройка- имеет диапазона в 1,5 тона. Бриллианс — функция повышающая общую яркость звучания во всех регистрах, действует независимо от других настроек. Слайдеры фильтра соответствуют следующим стандартам:
ударение — envelope
полоса — cutoff
яркость — resonance
атака, затухание, пьедестал, послезвучание

Функции вибрато модулируют частоту колебаний тона (частотное) и огибающей (тембровое).
Педаль — volume. Выход — Line 0ut

К синтезатору дополнительно выпускалась железная стойка с надписью «Эстрадин» (наподобие Vermona)

Год выпуска: 1989

 

Скерцо-204

th_9ecf3f30f2b86f4fe92f3702d23cdee5.jpg

Цифровой электромузыкальный инструмент Скерцо-204 имееет клавиатуру 4,5 октавы, встроенный динамик, 8 пресетных звуков, 8 стилей аккомпанемента с возможностью регулировки темпа, громкости. Есть возможность подключения педалей громкости и сустейна, точная подстройка звука, выход на наушники.

Параметры панели:
Уровень громкости звуков
Аккорды: вкл., громкость аккомпанемента.
Ритмы: Вальс, Свинг, Фокстрот, Диско, Танго, Боссанова, Рок, Рэгги.
Пауза, синхростарт, старт, громк. ритма, темп.
Разъемы: выход на телефон, лин.выход, вх.педаль, демпфер, а также кнопки подстройки строя и вкл./выкл.телефонов.

( поматериалам www.ruskeys.net/)

«Музей советских синтезаторов» — единственный в России ресурс подобного уровня — и исполнения. Это настоящий виртуальный музей, наполненный фотографиями и описаниями советской музыкальной аналоговой техники, причём не только синтезаторов и органов, но и ритм-боксов (то, что сейчас обыкновенно называется «драм-машинами»), ударных модулей и даже такой экзотики, как электронный баян «Орион».