VARG MEDIA GROUP
VARG MEDIA GROUP

Запись электрогитары

Запись электрогитары

Применение эффектов при записи электрогитары

7c5b8e5dc91021f509de7652837f999a.jpg

Довольно часто при записи гитары у музыканта возникает вопрос, касающийся использования эффектов. С одной стороны, гитарист формирует свое собственное звучание и хочет быть уверенным, что точно такой же звук будет присутствовать и на фонограмме. С другой стороны, записывая гиару с уже полностью обработанным сигналом, существует опасность, что при сведении треков он столкнется с множеством трудностей. Они могут быть связаны как с неправильным балансом эффектов в гитарном сигнале, так и с тем, что обработанный сигнал не будет «ложиться» в фонограмму, та есть звучать с ней как единое целое. Справедливости ради надо заметить, что в истории современной музыки все же есть примеры именно такой «неправильной» записи, но исключения, как известно, лишь подтверждают правила.

[-- читать дальше --]

Невольно возникает вопрос — как же можно записывать гитару, слыша вовсе не тот звук, который должен быть у нее но определению? Как можно сыграть «тяжелый» рифф, предназначенный для исполнения с эффектом дисторшн, слыша в наушниках лишь прозрачный звон гитарных струн? Или кап сыграть партию, построенную на обильном использовании эффекта дилэя, без контроля повторов?

Одно из стандартных решений, часто применяемых при, записи гитары, состоит в следующем. Сигнал, приходящий на звукозаписывающее устройство, обрабатывается только «гитарными» эффектами (дисторшн, вау-вау и т.п.). Любыми другими эффектами (главным образом, эффектами временной обработки) обрабатывается лишь мониторный сигнал инструмента, то есть тот, который слышит исполнитель, но который при этом никуда не записывается.

 6f4cc02f21ab85dc0c7407fd30077647.jpg

Схема записи с мониторной обработкой гитарного сигнала

 
Таким образом, единственной задачей, которую должен решить гитарист, остается формирование правильного исходного звучания инструмента. Эта задача решается регулировкой органов управления предварительного усилителя, комбоусилителя или педали эффектов. Что касается реверберации, дилэя, хоруса, питч-шифтера и других эффектов, то они добавляются к звучанию гитары уже на стадии сведений фонограммы.

Разветвить гитарный сигнал на две части довольно легко, если в распоряжении пользователя имеется микшерный пульт. Все, что здесь требуется, — это сообразить, как, учитывая коммутационные возможности пульта, правильно соединить оборудование с помощью кабелей, объясняет звукорежиссер из Томска. Разумеется, в каждом случао решение будет индивидуальным. Мониторный сигнал обрабатывается эффектами при помощи внешних эффект-процессоров.

Использование возможностей звуковой платы при записи электрогитары

Если ваша домашняя студия полностью виртуальная, без какихих-либо внешних устройств, то задача записи электрогитары несколько усложняется. Как должны проходить аудиопотоки для осуществления комфортного мониторинга? В дело вступают возможности звуковой платы и программы, в которой работает пользователь.

Сигнал от электрогитары (или от любого другого источника) следует по двум направлениям. Первый маршрут «доставляет» сигнал от электрогитары до входного порта используемой программы, с которого будет осуществляться запись трека. Второй маршрут позволяет сигналу попасть на микшер звуковой платы, где, смешиваясь с аккомпанементом, воспроизводимым программой, следует далее на выход звуковой платы. В Cubase SX такой тип мониторинга называется ASIO Direct Monitoring, который будет работать только при его поддержке драйверами звуковой платы. Недостаток этого способа заключается в том, что сигнал электрогитары, попадающий в наушники исполнителя, может быть обработан эффектами, если звуковая плата имеет встроенный (аппаратный) эффект-процессор. В противном же случав исполнителю придется довольствоваться только «сухим» звучанием гитарного сигнала, приходящего на вход звуковой платы, говорит звукорежиссер из Тулы.

Но программа Cubase SX позволяет включить и так называемый внутренний мониторинг. В этом случае сигнал от электрогитары идет на входные порты программы, откуда поступает на аудиотрек записи, и далее — на блок обработки. Обработка выполняется в реальном времени при помощи подключенных плагинов. После этого сигнал следует на выходные порты программы, затем — на выход звуковой платы. Таким образом, весь процесс мониторинга осуществляется внутри Cubase SX. Достоинство этого метода заключается не только в том, что исполнитель будет слышать в наушниках полностью обработанный гитарный сигнал, но и в том, что он сможет оценить, насколько хорошо итоговое звучание инструмента впишется в фонограмму при сведении. Однако комфортность исполнения при записи с внутренним мониторингом целиком зависит от мощности компьютера и его звуковой платы. Дело в том, что при прохождении сигнала через плагины, реализующие те или иные эффекты, происходит задержка, вызванная необходимостью просчета центральным процессором алгоритмов обработки. Эта задержка может составлять от нескольких единиц до нескольких сотен миллисекунд, что уже неприемлемо при игре в реальном времени. Время задержки зависит от используемых драйверов звуковой платы (они должны поддерживать ASIO), а также от настроев аудиоинтерфейса программы.

Использование приема дабл-трек при записи электрогитары

Очень часто при сведении рок-музыки применяют такой прием панорамирования ритм-гитары, как дабл-трек. Но использование этого метода должно планироваться еще до сведения, в процессе аранжировки и записи электрогитары. Суть заключается в том, что первоначально записываются две совершенно одинаковые электрогитарные партии, вначале одна, а потом вторая. Правда, одинаковыми их можно назвать лишь условно: ведь сыграть оба раза «один в один» невозможно в принципе. Затем на этапе сведения оба записанных трека панорамируют в левое и правое положения. В итоге результирующее электрогитарное звучание становится стереофоническим, объемным и очень плотным. Однако подобная технология потребует от гитариста определенного мастерства и опыта, так как не слишком синхронно исполненные партии привнесут в фонограмму вместо ожидаемого эффекта лишь неразборчивость.

При сведении особое внимание требуется уделить фазовой согласованности записанных треков с электрогитары.

Дабл-трек подразумевает широкое поле для экспериментов. При записи с комбоусилителя можно, например, обе партии записать с разным положением микрофона относительно динамика или вовсе использовать разные микрофоны. То же самое касается и применяемых эффектов — дисторшна, хоруса, реверберации и других. Все они могут использоваться c различными настройками параметров для получения мелких отличий в обеих электрогитарных партиях.

Кстати, дабл-трек применяют не только с электрогитарами. Очень часто таким же образом записывают вокал, а также некоторые другие инструменты.

Подзвучка микрофоном струн электрогитары. Для того, чтобы придать звучанию электрогитары небольшой «акустический» характер, ее можно дополнительно подзвучить конденсаторным микрофоном. Его требуется установить в непосредственной близости от струн, приблизительно в 5-10 сантиметрах. Таким образом, запись электрогитары производится одновременно как любым основным методом, так и микрофоном, причем на два раздельных трека. При сведении сигнал, снятый микрофоном со струн, подмешивается в необходимой пропорции к основному сигналу.

Звучание электрогитары, полученное при помощи этого приема, становится более «живым» и хорошо разборчивым на фоне других музыкальных партий, считает соло-гитарист из Махачкалы.

http://www.all-4-music.ru

Александр Латаев 7 лет назад
0:00
0:00